Сервис Прием граждан

Итоги работы Нижне-Обского БВУ за 2014г.

1. Анализ состояния предоставления права пользования водными объектами (проблемы и принятые меры, в том числе по пресечению нелегитимного водопользования).

По состоянию на 01.01.2015г. действовало 78 лицензий на водопользование, в ГВР зарегистрировано 2600 договоров водопользования (в т.ч. за 2014г. – 872 шт.), 5193 дополнительных соглашений к договорам водопользования (в т.ч. за 2014г. – 1113 шт.), 5031 решений о предоставлении водных объектов в пользование (в т.ч. за 2014г. – 982 шт.) и 160 (в т.ч. за 2014г. – 81 шт.) решений о прекращении действия решений о предоставлении водных объектов в пользование.

По данным инвентаризации нелегитимного водопользования по состоянию на 08.05.2014г. выявлен 121 субъект хозяйственной деятельности, не имеющий оформленного в установленном порядке права пользования водными объектами (из них 120 – по зоне деятельности уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ).

В результате проведенных мероприятий с 08.05.2014г. по 01.01.2015г.:

  • 3 водопользователя заключили 4 договора водопользования на забор водных ресурсов;
  • 21 водопользователь оформили 26 решений о предоставлении водных объектов в пользование (из них 25 - для цели сброса сточных вод, 1 – для забора водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения).

С начала реализации плана мероприятий по пресечению нелегитимного водопользования в мае 2011г.и по 01.01.2015г. наблюдается положительная динамика и рост доли водопользователей, имеющих разрешительные документы, по отношению к общему количеству физических и юридических лиц, осуществляющих использование водных объектов, которое предусматривает приобретение права пользования водными объектами: с 68% в мае 2011г., 79% в мае 2012г.,86% в мае2013г. и до 92% на 01.01.2015г.

2. Выполнение в 2014 году плановых объёмов поступления в федеральный бюджет доходов от платы за пользование водными объектами по зоне деятельности БВУ.

За использование водных ресурсов по состоянию на 01.01.2015г. уплачен водный налог в 259,126 млн. руб., что составляет 95% от плановых показателей (план – 274,055 млн.руб.).

Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности за 2014 года (по состоянию на 01.01.2015г.) составила 95% (657,054 млн.руб.) от плановых показателей (692,805 млн.руб.), в том числе:

  • по договорам, заключенным уполномоченными органами исполнительной власти субъектов – 95% (654,055 млн.руб.)  от плана (689,806 млн.руб.).
  • по договорам, заключенным отделами водных ресурсов Нижне-Обского БВУ – 100% (2,998 млн.руб.) от плана (2,998 млн.руб.).

Невыполнение плановых показателей платы по Свердловской (94%), Тюменской (75%) и Челябинской (96%) областям - за счет пересчета платы по фактическому водопользованию; задолженности платы по договорам водопользования; сложившейся недоимки платы по договорам водопользования.

3. Состояние водных объектов по зоне деятельности (по крупнейшим водотокам и водоёмам), проблемные участки

Основная проблема: загрязнение поверхностных вод, причем большая доля загрязняющих веществ  приходится на транзитный перенос с вышележащих территорий.

Главные  факторы хозяйственной деятельности, оказывающие негативное влияние на количественные и качественные параметры водных ресурсов, - коммунальное и промышленное  водопотребление, орошение и обводнение земель, сезонное и многолетнее регулирование стока водохранилищами, агротехнические мероприятия.

Основные источники загрязнения водных объектов - поверхности горных выработок, их отвалы, хвостохранилища и продуктохранилища обогатительных фабрик, отвальные продукты и промышленные стоки металлургических, химико-металлургических, химических, машиностроительных, теплоэнергетических предприятий стройиндустрии, а также их промышленные выбросы в атмосферу, осаждающиеся впоследствии на земную поверхность.

Освоение нефтегазовых месторождений в нефтегазодобывающих районах способствует интенсивному  загрязнению водных объектов нефтью и сопутствующими ее добыче веществами. Основной причиной обширных нефтяных загрязнений являются также и аварийные ситуации на нефтепроводах вследствие износа технологического оборудования, его несвоевременный ремонт и замена, коррозия металла, на долю которой приходится 96% всех аварий.    

Также важной проблемой является недостаток воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в маловодные годы.

Наименее обеспечено возобновляемым стоком население Челябинской и Курганской областей, наибольшие показатели водообеспеченности населения  имеют Ханты-Мансийский автономный округ и Тюменская область.

На состояние водных объектов значительное влияние оказывают водохозяйственные системы. На данный момент гидротехнические сооружения водохранилищ и прудов имеют значительный срок эксплуатации и нуждаются в текущем и капитальном ремонте.

4. Организация работы по установлению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос.

Общая протяженность береговой линии, требующей установления водоохранных зон по зоне деятельности Нижне-Обского БВУ составляет 80 569,913 км. За период 2007-2014гг. на землеустроительные карты нанесено 34 774,33 км границ водоохранных зон.

В соответствии с «Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 17, за 2007-2014 годы вынесено в натуру водоохранных зон и прибрежных защитных полос по зоне деятельности Нижне-Обского БВУ 20 455,81 км.

5. Состояние подведомственных гидротехнических сооружений

 На балансе ФГУ ЭВ Челябинской области имеются гидротехнические сооружения 6 гидроузлов (Аргазинского, Шершневского, Кыштымского, Долгобродского, Магнитогорского и Верхнеуральского) и тракта переброски части стока реки Уфы в реку Миасс.

В соответствии с действующими декларациями безопасности гидротехнических сооружений все сооружения (кроме сооружений Шершневского и Долгобродского гидроузлов) имеют ограничено – работоспособное состояние, т.е. пониженный уровень безопасности. Сооружения Шершневского и Долгобродского гидроузлов имеют нормальный уровень безопасности.

Для перевода сооружений из ограничено-работоспособного в работоспособное состояние и поддержания в исправном состоянии ежегодно планируются мероприятия на 3 года вперед.

В 2014 году освоены средства:

  • на текущий ремонт затворов и площадок спусков к шаровым опорам сегментных затворов Шершневского гидроузла, текущий ремонт донного водовыпуска, здания электроподстанции и быков водосброса Магнитогорского гидроузла  с общим финансированием в размере 1 095,2 тыс. рублей
  • на разработку проектов и экспертизу проектов капитального ремонта паводкового водосброса и гидромеханического оборудования Верхнеуральского гидроузла и капительного ремонта крепления верхового откоса земляной плотины Магнитогорского гидроузла выделено 2 330,0 тыс. рублей, из них освоено 2130,03 тыс.руб.

6. Деятельность территориальных органов (взаимодействие с субъектами Российской Федерации, организация работы бассейновых советов) по реализации водохозяйственных мероприятий по соответствующей зоне деятельности и повышение эффективности бюджетных расходов.

В 2014 году за счет субсидий из федерального бюджета на софинансирование капитального ремонта ГТС, находящихся в собственности субъекта РФ, муниципальной собственности и бесхозяйных ГТС проводились работы на  10 ГТС зоны деятельности Нижне-Обского БВУ, из выделенных субсидий из федерального бюджета в размере 107,69  млн. руб. освоено 69,91 млн. рублей.  Не освоены   в полном объеме субсидии на капитальный ремонт ГТС в Свердловской и Курганской  областях, причины – позднее проведение аукционов по выбору подрядчика  на выполнение работ, не выполнение подрядчиком работ и др.

На 2014 год субъектам Российской Федерации выделены субвенции из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий в области водных отношений в размере 168,857 млн. руб., из которых освоены средства в размере 108,555 млн. руб., что составляет 64,29% от общего объема выделенных средств. Причины неполного освоения средств: экономия средств в связи с удешевлением работ, экономия средств при размещении заказов, несостоявшиеся торги по причине отсутствия заявок.

В 2014г. проведены 2 заседания  бассейнового совета Нижнеобского бассейнового округа  и 2 заседания бассейнового совета Иртышского бассейнового округа.

Основные вопросы, рассмотренные на заседаниях:

  • достижение целевых прогнозных показателей и выполнение мероприятий, финансируемых в 2014 году за счет субвенций из федерального бюджета на выполнение отдельных полномочий в области водных отношений;
  • реализация мероприятий в рамках ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2014-2020 годах»;
  • планируемые мероприятия на 2015-2018 г.г. по охране водных объектов или их частей и по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, финансируемые за счет субвенций из федерального бюджета;
  • планируемые и проводимые мероприятия по реализации Постановления Правительства РФ от 18.04.2014 № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления»;
  • графики установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос и др.

7. Анализ эффективности деятельности подведомственных Росводресурсам федеральных государственных бюджетных учреждений по соответствующей зоне деятельности.

7.1. ФГУ ЭВ Челябинской области:

Учреждением  обеспечена бесперебойная и безаварийная работа 6 гидроузлов, находящихся на балансе и в оперативном управлении учреждения. Соблюдены режимы работы водохранилищ в периоды пропуска половодья и межени 2014 года. Обеспечено бесперебойное гарантированное снабжение водными ресурсами потребителей Челябинского и Магнитогорского промышленных районов с  населением до 1,71 млн. человек.

На Аргазинском, Шершневском, Кыштымском, Долгобродском, Верхнеуральском и Магнитогорским гидроузлах в соответствии с планом работ и мероприятий на 2014 г.:

  • проведена очистка охранных зон гидроузлов от мусора на территории площадью 79,7 га;
  • осуществлена очистка приплотинных территорий вышеперечисленных гидроузлов от топляка в объеме 60 м³;
  • выполнено обследование акваторий водохранилищ. Общее количество - 30 выездов;
  • выполнен сбор и утилизация мусора с поверхности водохранилища вдоль уреза воды со стороны верхнего бьефа в объеме 27 м³.
  • обработаны данные и сформирован отчет в соответствии с утвержденной программой мониторинга Иремельского и Нязепетровского водохранилищ на 2014 год.

Работы, определенные планом мероприятий, проведены в сроки согласно утвержденному графику в полном объеме.

7.2.ФГУ «Тюменьрегионводхоз»:

С 01.01.2014 года в штатное расписание ФГУ «Тюменьрегионводхоз» введено обособленное подразделение «Сафакулевский гидротехнический участок», который располагается в с.Сафакулево Курганской области, штатная численность участка составляет 7 единиц.

Для целей эксплуатации «Системы сброса избыточных поверхностных вод с территории Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк, Курганская область» в первом полугодии 2014 года в рамках реализации ФЦП Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах»  приобретены:

  • экскаватор-планировщик ЕW-25-М1.200 на шасси Урал-4320 - ковш 0,4 куб.м., радиус копания 10,45 м, (ремонт сооружений, воронок, кюветов);
  • грузопассажирский автомобиль УАЗ-390945 (обеспечение передвижения начальника участка, осмотр сооружений, доставка ремонтников и объезчиков);
  • трактор МТЗ - 82.1 - перевозка грузов на объекте и работ по окашиванию откосов каналов, берм и откосов проезжих кавальеров;
  • косилка - для окашивания каналов и проезжих кавальеров, берм;
  • прицеп тракторный - перевозка грузов на объекте;
  • экскаватор ЭО-2101-10 на тракторе МТЗ-82.1  - ремонт сооружений, воронок.

В целях организации работы по пропуску половодья 2015 года на объекте «Система сброса избыточных поверхностных вод с территории Челябинской и Курганской областей в реку Чумляк, Курганская область» разработан план пропуска весеннего паводка.

Приоритетные задачи Нижне-Обского БВУ на 2015 год:

  1. Выполнение целевых прогнозных показателей;
  2. Реализация СКИОВО по бассейнам рек Иртыш, Обь, Таз, Пур, Надым;
  3. Согласование ФОИВ  и  утверждение Росводресурсами 28 проектов правил использования для 45 водохранилищ: каскада водохранилищ на р. Миасс (Аргазинское, Шершневское), Кыштымского водохранилища, каскада водохранилищ на р.Нейва (Невьянское и Нейво-Рудянское), Верхне-Туринского и Нижне-Туринского водохранилищ, Верхне-Нейвинского водохранилища, Брединского, Верхотурского водохранилищ, Верхне-Качканарского и Нижне-Качканарского водохранилищ, Исинского, Курганского, Миасского, Сургутского водохранилищ; Иремельского водохранилища, Верхне-Выйского и Нижне-Выйского водохранилищ, Верхне-Салдинского и Нижне-Салдинского водохранилищ, Поликарповского водохранилищ, водохозяйственной системы Екатеринбургского промузла (Верхне-Макаровское, Волчихинское, Верх-Исетское, Исетское, Ново-Мариинское, Ревдинское), Верхне-Сысертского, Нижне-Сысертского, Сысертского, Волковского водохранилищ, Верхне-Тагильского, Нижне-Тагильского, Черноисточинского, Вогульского, Леневского водохранилищ, Южноуральского водохранилища, Аятского, Белоярского, Рефтинского, Режевского, Киселевского, Кушвинского, Троицкого водохранилищ, Андрющинского и Краснотурьинского водохранилищ.